Женский журнал : Красота и здоровье Личная жизнь Карьера и финансы Путешествия Звёзды Психология Авто Мода Рецепты Непознанное Домашний очаг Дети Праздники Видео КОНКУРСЫ Все рубрики
Толкование снов

Введите ключевое слово:

Ок

или выберите первую букву:

Опрос

Какое видео на Youtube смотришь чаще всего?

Голосовать

/ все голосования

Крушение "Титаника": роскошное меню последнего ужина

В предрассветные часы 15 апреля 1912 года "Титаник" встретил свою трагическую судьбу. Минуло сто лет со дня его гибели, но до сих пор беспрецедентная роскошь, царившая на борту, завораживает и вызывает интерес к деталям путешествия на злосчастном лайнере.

Припасов не пересчитать

"Титаник" был одним из первых пароходов с высококлассным обслуживанием, сопоставимым с пятизвёздочным отелем. Его кухня не уступала кухням самых изысканных ресторанов Европы. Для элиты - пассажиров первого класса, готовились эксклюзивные блюда, а меню в столовых второго и третьего класса было качественным, разнообразным и отчасти революционным для того времени.

На борту лайнера находились более 2200 человек. Для того чтобы накормить пассажиров и экипаж, в порту Саутгемптон на судно погрузили 47 тонн мяса и дичи, полтонны чая, 35 тысяч куриных яиц, 250 баррелей муки, 6800 литров молока, 1,5 тонны сливок, 5 тонн сахара, 40 тонн картофеля, 15 тысяч бутылок эля и портера. В специальных холодильниках в трюме хранились 800 упаковок спаржи, 1387 литров устриц, 2 тонны фруктов и живые цветы для украшения обеденных залов. Данных о количестве вина на борту не сохранилось, но точно известно, что сомелье "Титаника" предлагал пассажирам семьдесят марок шампанского.

Ресторанное ноу-хау

Чарльз Проктер, главный кок "Титаника", организовал процесс приготовления еды и обслуживания пассажиров в стиле Огюста Эскофье, французского кулинара, известного своей "высокой кухней". Блюда отличались сложностью приготовления, дорогими ингредиентами, разнообразием соусов и неожиданным вкусом. Но главное ноу-хау француза Эскофье - преобразования в организации труда на кухне. Его повара работали бригадами, возглавляемыми шеф-поваром. Благодаря такой системе, 60 коков и 36 помощников по кухне вместе со стюардами "Титаника" работали слаженно и организованно. Шеф-повар Чарльз Проктер успешно руководил этой огромной фабрикой-кухней и, наряду с капитаном и главным инженером, был важнейшим членом экипажа. Его зарплата была почти равна жалованью капитана Эдварда Смита.

Элита первого класса

Билет в первый класс стоил 4350 фунтов или 7 000 долларов. В перерасчете на современный курс за возможность пересечь океан на "Титанике" состоятельная публика заплатила по 100 000 долларов. Баснословные деньги не делали брешь в бюджете пассажиров 1 класса. Среди них путешествовали богатейшие люди планеты - миллионер Джон Якоб Астор, магнат стали Артур Райерсон, один из владельцев финансовой империи Бенджамин Гуггенхайм и другие акулы капитализма. Элита первого класса "Титаника" была финансовой элитой мира.

Благодаря миссис Рут Додж, супруге одного из банковских тузов Сан-Франциско, которая прихватила меню последнего ужина на память, мы можем составить представление о великолепии кухни и сервиса на "Титанике".

11 перемен блюд

В распоряжении пассажиров первого класса было несколько ресторанов на выбор, и в каждом из них царила "высокая кухня" Эскофье. Самым популярным был роскошный "Ритц". Сохранилось меню именно этого ресторана.

Обычный вечер в "Ритце" 14 апреля 1912 года начался в гостиной с аперитивов, которые пассажиры неспешно потягивали под лёгкую музыку, игравшего тут же квинтета. Затем горнист мелодией "Ростбиф Старой Англии" пригласил публику к столу.

В тот, последний вечер, первый класс получил шикарный ужин - 11 перемен блюд.

Пиршество открылось белужьей икрой с заливными яйцами и свежими устрицами. Затем последовали суп - консоме "Ольга" из ячменя c говядиной и сёмга с взбитыми сливками. Между пятым блюдом: огромным подносом с ягнёнком в мятном желе, телячьими медальонами, молодой уткой, и седьмым блюдом: жарким из голубей со свежим кресс-салатом стюарды принесли пунш "Ромэн" - творение Эскофье из замороженных фруктов и рома. Его подавали, чтобы перебить вкус предыдущего блюда и приготовить вкусовые рецепторы к следующему. Затем спаржа с зелёным горошком и молодым картофелем, паштет из гусиной печени, десерт - пудинг, персики в желе шартрез, шоколад, ванильные эклеры, французское мороженое и наконец, свежие фрукты и сыр. Каждая перемена блюд сопровождалось вином. Во время ужина играл оркестр. В тот вечер в программе были произведения Пуччини, Чайковского и "Сказки Гоффмана" Оффенбаха. После трапезы большинство пассажиров - мужчин вернулись в гостиную, чтобы выкурить сигару и выпить чашечку кофе с портвейном или ликёром.

Ужин нижней палубы

Вторым классом на "Титанике" путешествовали люди победнее - врачи, клерки, офицеры, священники. Билеты во 2-й класс стоили около 30 фунтов или примерно 700 современных долларов США. Меню последнего ужина второго класса нам неизвестно, но представление о питании пассажиров мы можем получить благодаря мисс Берте Маршалл, которая, как и миссис Додж, на одном из ужинов положила листик со списком предлагаемых блюд в сумочку на память.

Второй класс не получал деликатесов и лукуллова изобилия верхней палубы, но еда была качественной и разнообразной. Ужин состоял из трёх перемен блюд и готовили его на той же кухне и из тех же продуктов, что и первому классу. Пассажирам предлагался суп из тапиоки, на второе - запечённая пикша с острой подливкой или индейка с клюквенным соусом. Несколько десертов на выбор: пудинг с изюмом, американское мороженое, орехи, сыр. После ужина в салоне пили кофе с печеньем и развлекались. Остались воспоминания о том, что во 2 классе был организован небольшой хор из числа пассажиров и, под аккомпанемент одной из дам, исполнялись церковные и светские песни. Играли в карты и шарады, и расходились только, когда стюарды выключали свет.

В каютах третьего класса "Титаника" расположились рабочие, фермеры и мелкие служащие, которые плыли в Северную Америку за новой жизнью, убегая от бедности. Пересечь Атлантику третьим классом "Титаника" стоило дёшево даже с современной точки зрения - от 3 до 6 фунтов стерлингов или порядка 140 современных долларов США.

Меню для пассажиров третьего класса было значительно скромнее, чем меню второго, не говоря уже о первом классе. Но и обитатели нижней палубы получали еду и сервис, которые были несравнимо лучше, чем на других трансатлантических судах того времени. Многие очевидцы, выжившие в катастрофе, писали, что в столовых третьего класса "Титаника" постоянно ощущалась атмосфера праздника - у людей, не избалованных жизнью, привыкших к тяжёлому труду и лишениям, на "Титанике" начали сбываться мечты о счастливой жизни. На столах лежали белоснежные скатерти, большие порции подавались стюардами, а хлеба можно было есть без счёта. В меню типичного ужина нижней палубы входили рисовый суп, свежий хлеб, сливовый пудинг, ростбиф с коричневым соусом, кукуруза и сухофрукты. Многие пассажиры третьего класса впервые в жизни так разнообразно и сытно ужинали.

В начале 20 века приём пищи считался самым важным социальным событием дня. Ужин длился несколько часов, и еда составляла главное удовольствие как для высшего общества, так и для низших классов. Обслуживание и кухня "Титаника" вполне отвечали представлениям людей той эпохи об идеальном сервисе, а ужины первого класса олицетворяли утончённое гастрономическое изобилие, доступное только избранным.

"Титаник" был первым и последним трансатлантическим судном на борту которого совместились роскошь и изысканность "высокой кухни" с массовым трёхразовым питанием пассажиров. После его гибели на такой эксперимент уже больше никто не решился.

Автор Марина Рабецкая

Написать комментарий Комментарии к статье



Отправить
* –  поля обязательны для заполнения
  • frieda

    02.09.2017 09:13

    Консоме (осветлённый куриный или говяжий бульон) Ольга и суп-крем из ячменя - это разные блюда...

  • frieda

    02.09.2017 09:59

    пунш Ромейн (шампанское, ром и лимонный лёд)

  • frieda

    02.09.2017 10:05

    не сёмга со взбитыми сливками (?), а лосось под соус муслин (или голландским соусом)

  • frieda

    02.09.2017 10:11

    ...с массовым трёхразовым питанием пассажиров. Сейчас на круизных судах пассажиров кормят 7 раз.

  • frieda

    02.09.2017 10:15

    - утренний чай, завтрак, бульон, обед, чай, ужин и буфет на палубе

Subscribe