Женский журнал : Красота и здоровье Личная жизнь Карьера и финансы Путешествия Звёзды Психология Авто Мода Рецепты Непознанное Домашний очаг Дети Праздники Видео КОНКУРСЫ Все рубрики
Толкование снов

Введите ключевое слово:

Ок

или выберите первую букву:

Опрос

Коронавирус, пандемия, как на вас влияют новости на эту тему?

Голосовать

/ все голосования

ЛУЧШИЕ ПЕДАГОГИ - РОДИТЕЛИ?

Каждой маме хочется, чтобы её сын или дочь уже в ближайшем будущем проявили блестящие способности, снискали уважение от окружающих, а по окончании школы и вуза стали непревзойдёнными профессионалами и исключительно порядочными людьми. Как же этого достичь?

У моего ребёнка гениальные способности. И если
воспитатели и учителя не хотят верить в это, я сама
займусь его образованием. И через несколько лет он у меня
будет впереди планеты всей.
Из устного заявления матери 


               Как часто становились мы свидетелями, а то и участниками открытого противостояния, чересчур эмоциональных конфликтов между родителями школьника или дошколёнка и его учителем или воспитателем! Или же выслушивали в ходе доверительной беседы откровения рассерженных подруг о бездарных педагогах, будто бы безосновательно придирающихся к чьему-то «золотому ребёнку»! Ведь к маленькому человеку нужно относиться трепетно и нежно: успеет он ещё наглотаться горечи в последующей жизни. Так пусть же будет счастлив, пока мал! 
           Многие современные родители считают, что это уже всецело зависит от детсадовских и школьных наставников: пусть лепят из малыша или подростка настоящую всесторонне развитую личность! И не забывают при этом регулярно прислушиваться к родительским указаниям. Ибо никто не знает наших отпрысков лучше, чем мы. Следовательно, педагогам – строить камешек за камешком интеллект и характер маленького человека, а нам, отцам и матерям, только проверять их работу и высказывать претензии по наименьшему поводу. 
          Все мы помним «золотое» советское время, когда школа официально старшинствовала над семьёй, когда в случае серьёзного детского проступка, общей недисциплинированности или неуспеваемости того или иного ученика школьная администрация посылала письмо на производство, где работали неумелые родители, дабы руководство приняло по отношению к ним соответствующие меры. Папы и мамы понимали, чем грозит им невнимание к сыну или дочери и старались исправить ошибки, допущенные при воспитании. 
        Сейчас картина резко изменилась. Образовательные учреждения (имеются в виду, прежде всего, государственные школы) утратили свой важный статус, лишились широкой поддержки со стороны власти и постепенно сошли на роль своеобразных «сервисных центров по производству вундеркиндов», где, как и во всей сфере услуг, клиент всегда прав. Родители полностью сложили на школу ответственность и за образование, и за воспитание школьников. Теперь они приходят в школу как богатые вип-клиенты, заказавшие здесь эксклюзивную услугу – обучение своего ребёнка. Самое смешное (и одновременно печальное), что эта негативная тенденция прослеживается не только в платных учебных заведениях нового типа, где её ещё можно как-то понять и, поняв, исправить, но и в обычных средних школах и даже в интернатах. Как ни смешно видеть непутёвых папу и маму, давно лишённых родительских прав, в роли сердитых ревизоров, недовольных отношением педагогов к их чаду, но факт остаётся фактом. 
       Как выясняется в последующем, подавляющее большинство таких папаш и мамаш – вчерашние двоечники, на всю оставшуюся жизнь затаившие в себе отвращение к учёбе и дисциплине и злость на школу. В их глазах это не храм науки, а тюрьма для несчастных деток. Поэтому они и не удерживаются от искушения лишний раз указать учителю или воспитателю на его место. Теперь ведь у нас демократия: права ребёнка – прежде всего! А поскольку он сам ещё не способен их отстаивать, мы сделаем это за него! 
         Дармоеды, бездари, лодыри, слепцы – вот какие эпитеты сыплются за глаза из родительских уст на учительские головы. За что им вообще деньги платят? Чему их учат в тех университетах? Неужели так трудно постичь детский характер? Ведь педагогика – это не вождение самолёта или корабля, не управление заводом, не космонавтика, не хирургия! Здесь всё должно даваться само собой. Да мы и сами доведём до ума нашего ребёнка! Ещё лучше, чем они! Чем мы не педагоги? Мы помним, как воспитывали нас в детстве, смотрели об этом фильмы и телепередачи, перечитывали книги и журналы… В конце концов, мы прошли обучение в самом лучшем университете – в Жизни! Так разве нам не по плечу вырастить настоящего гения? 
         Однако такая однобокая родительская педагогика изо дня в день выходит из строя, будто неисправный механизм. Сын или дочь почему-то не очень торопятся помогать папе и маме, открыто грубят, брезгуют домашними обязанностями, склоняются к пустой трате времени, к нескончаемым тусовкам в «неблагонадёжных» компаниях или даже к побегам из дому. Где причина этих сбоев? Может, виновны в них всё те же бездарные учителя, незаметно настраивающие ребёнка против вас? Или это – негативное влияние уличного общества? 
         Кажется, забрели в глухой угол. Может, следует пополнить свою педагогическую эрудицию? Может быть, в умной специальной литературе отыщутся советы по обхождению с современным подрастающим поколением? 
          Конечно, книги такого характера всегда весьма полезны и нужны. В них можно найти ответы на многочисленные вопросы, но они никогда не дадут исчерпывающего универсального рецепта по воспитанию. Ибо каждый ребёнок – неповторим. И к нему следует выстраивать персональный, глубоко индивидуальный подход. Но опираться при этом на научные, веками проверенные методы, а не самим «изобретать велосипеды». Это даст возможность избегать многочисленных типичных, уже неоднократно допущенных другими ошибок, экономить душевные силы и свободное время – они понадобятся для других, куда более полезных дел на благо семьи. 
        Повседневная жизнь постоянно будет ставить перед родителями всё новые и новые педагогические задачи. Почему, например, недавно ещё ласковый и послушный ребёнок стал резким и дерзким? Как подготовить будущего первоклассника к оптимальной адаптации в новом коллективе? Как надолго отвлечь своего школьника-неудачника от компьютерных «стрелялок», как преодолеть внезапно возникшую лень и глубокое равнодушие к учёбе? Как дружелюбно и ненавязчиво помочь будущему выпускнику в выборе профессионального пути?.. Подобные вопросы перед вами будут возникать во множестве. И их невозможно решить при помощи одной лишь материнской любви, богатого жизненного опыта, врождённой интуиции. Этого сейчас недостаточно. 
       Чтобы дать ребёнку полноценное всестороннее воспитание, родителям непременно следует пересмотреть отношения с ним и его школьными (детсадовскими) наставниками, признать за ними неоспоримое право на активное участие в становлении детской личности. Ведь для взращивания полноценного человека, кроме терпения и начальных воспитательских навыков, которыми по большому счёту обладают все родители, нужны ещё и профессиональные знания. Воспитатель, учитель, школьный психолог – такие же профессионалы своего дела, как и представители любой другой отрасли. И бессмысленно спорить с их доводами, если они прямо подтверждены теорией.
       Современность не устаёт преподносить родителям неприятные сюрпризы от детворы. Сейчас в отношениях с детьми уже нельзя руководствоваться самоуспокаивающим девизом: «Будь что будет!» Однажды пустив дело на самотёк при явной угрозе детского или подросткового нравственного или поведенческого сбоя, можно свести на нет все свои предыдущие старания. Где же пополнять родителям-«дилетантам» свою педагогическую эрудицию? Регулярно ходить «в походы за разумом» – на консультации к воспитателям, учителям, психологам? Конечно, они дадут стоящий совет, но он в любом случае потребует вашего творческого доосмысления или переосмысления в соответствии с семейными особенностями. Ведь никто лучше вас не знает всех нюансов вашей домашней обстановки. Готовых, стопроцентно выверенных рецептов по воспитанию и обучению в педагогике и психологии никогда не было, нет и не будет. Ни одна из этих наук не в состоянии постичь в полной мере всё разнообразие и все тонкости многочисленных человеческих характеров.
         Чтобы убедиться в этом, достаточно лишь внимательно присмотреться к нашим детям. Компания ребят-одногодков в первую очередь удивит наблюдателя широким разнообразием характеров и темпераментов. Однако стоит только сопоставить это маленькое общество с другой группой детей, старших или младших по возрасту, как бросится в глаза прямо противоположное открытие: насколько же все ровесники похожи друг на друга! Все почти одинаково говорят, фантазируют, играют, с одинаковым интересом открывают что-то новое, одинаково искренне грустят и веселятся. Потому что они находятся на одной и той же ступени физического, интеллектуального и нравственного развития. 


        Напрашивается вывод: все дети проходят одинаковый путь во взрослую жизнь, строго подчиняясь одним и тем же природным закономерностям, открытым и обобщённым педагогической наукой. Однако у каждого ребёнка он полон множества неожиданных поворотов, крутых подъёмов и спусков, опасных перекрёстков, коротких и долгих остановок. Регулировщиками на этой сложной дороге предназначено быть нам – родителям и педагогам. А поэтому не стоит конфликтовать между собой и агрессивно выяснять, кто из нас главнее. И у семьи, и у школы должна быть общая всеподчиняющая цель – счастливая детская судьба. Поэтому призываем родителей отойти от снисходительно-враждебного отношения к школьному и дошкольному воспитанию и вовлечься в преисполненное взаимного уважения тесное, творческое и интересное сотрудничество в нерушимом треугольнике «ребёнок – семья – школа (детский сад)». Все углы этой аллегорической геометрической фигуры должны быть чётко соединены между собой, ведь стихийное выпадение или сознательное изъятие одного из этих звеньев способно повлечь за собой тяжёлые последствия для главного участника педагогического процесса – ребёнка.

 

Автор Андрей Торецкий специально для www.ladymystery.ru 

Написать комментарий Комментарии к статье



Отправить
* –  поля обязательны для заполнения

Комментарии отсутствуют

Subscribe