Женский журнал : Красота и здоровье Личная жизнь Карьера и финансы Путешествия Звёзды Психология Авто Мода Рецепты Непознанное Домашний очаг Дети Праздники Видео КОНКУРСЫ Все рубрики
Толкование снов

Введите ключевое слово:

Ок

или выберите первую букву:

Опрос

Коронавирус, пандемия, как на вас влияют новости на эту тему?

Голосовать

/ все голосования

Кинокалейдоскоп. Что посмотреть на досуге?

Мы не собираемся предлагать вашему вниманию программу художественных фильмов на сегодняшний, завтрашний и послезавтрашний день. Цель наша поставлена совсем иначе: отследить и проанализировать (насколько это будет возможно) вкусы и приоритеты современных телеманов относительно самого молодого искусства в мире - кино.

Нас интересуют по большей части предпочтения молодёжной аудитории, а ещё точнее – её «слабой» половины. Чем же сегодня чарует женские очи электронный «друг и враг семьи»?

Давно отошла в прошлое эпоха повального увлечения низкопробными, полными драк и стрельбы между крутыми парнями-суперменами, западными боевиками, озвученными «крепко простуженным» голосом. Перестали пользоваться повсеместным бешеным успехом бесконечные латиноамериканские сериалы-мелодрамы, теперь уже способные увлечь разве что ограниченных домохозяек с очень средним образованием. И даже «захватывающая» примитивная эротика «из-за бугра» отодвинулась на задний план. Нынешние молодые телезрительницы – дамы продвинутые и начитанные (вернее, «насмотренные») или просто желающие казаться таковыми. Их разборчивый вкус не переносит киношного «ширпотреба» и жаждет чего-то более изысканного и модного. Желательно отечественного («Мы ведь прежде всего патриотки!»), хотя и от зарубежных «деликатесов» тоже незачем отказываться.

Вместе с модой на интеллектуальное кино вернулась и подзабытая традиция культпоходов по кинотеатрам. Это только малохудожественную «попсу» можно смотреть дома, в уютной обстановке, за чаем и десертом. А вот настоящие кинематографические изыски требуют внимательного и чуткого просмотра, глубокого вникания в содержание, поисков и осмысления скрытого или полускрытого подтекста.

Кинотеатры «чувствуют» эту перемену как нельзя острее и спешат осовремениться – придать себе стильный внешний и внутренний вид, улучшить сервис и регулярно приобретать для проката свежие киношедевры, чтобы привлечь в свои обновлённые залы максимум зрителей. И это им удаётся – посещаемость кинозалов неуклонно растёт. Согласно проведённым опросам по территории России, за последние три месяца каждый четвёртый житель страны сходил в кино один раз. Каждый пятый наведался туда за этот же срок дважды или трижды. Число закоренелых телезрителей-домоседов, упорно предпочитающих домашний голубой экран, составило только 34 процента опрошенных.

Чем же радовали наших кинофанаток режиссёры, актёры и фильмопрокатчики за последнее время? «Обитаемый остров», «Манга», «Гадкие лебеди», «Подмена», «Стиляги», нестареющие «Звёздные войны» и продолжение вечно живого «Терминатора» (впрочем, два последних – это уже для самых жёстких и мужественных или просто «отсталых» и невзыскательных) – вот вершина современного кинорейтинга, если исходить из отрывочных сведений, слухов и домыслов.

А если прислушаться к мнению наиболее прогрессивных «гурманов», то топ-десятка самых модных кинохитов будет выглядеть следующим образом.

10. «Лабиринт Фавна» был снят совместными усилиями испанцев и мексиканцев под общим руководством Гильермо дель Торо. Глубокомысленная психологическая картина с элементами стрельбы и немалой долей фантастики, где есть место и детским мечтам, и коробящим душу кошмарам, как вымышленным, так и вполне реальным. В основе фабулы – гражданская война в Испании, донесённая до зрителя через призму восприятия маленькой девочки. Буйное детское воображение, потрясённое страхами взрывов, смерти и разрухи, поселяет в реальном мире фантастических монстров – свирепого Фавна (страшно далёкого от образа античного бога) и ещё более ужасного Пожирателя детей. Заставляя зрителя присмотреться к братоубийственной бойне глазами ребёнка, режиссёр даёт ему ясно осознать всю её жестокость и абсурдность. Его оригинальный замысел, успешно воплощённый в экранной постановке, не преминули отметить кинокритики – работа дель Торо была номинирована на «Золотой глобус» как лучший неанглоязычный фильм.

9. «Чёрная орхидея», поставленная американцем Брайаном де Пальмой – это детектив, где в центре сюжета – расследование убийства голливудской актрисы в Лос-Анджелесе на стыке 1946-го и 1947-го годов (следует заметить: выбраны максимально кинематографические время и место действия). Знатоки кино, рассуждая об этом фильме, отмечают, прежде всего, необычайную эмоциональную и интеллектуальную насыщенность каждого кадра. Брайан де Пальма снискал всеобщую похвалу как создатель авторских, ювелирной работы кинолент, снятых в таких, казалось бы, безнадёжно «попсовых» жанрах как триллер и боевик. Данная кинокартина – яркое тому подтверждение.

8. «Эйфория» от отечественного (что уже достойно внимания!) режиссёра Ивана Вырыпаева переносит нас на берега Дона. Но на самом деле место её действия не казацкие степи, а вся Вселенная. В центре сюжета – столь же масштабное абстрактное рассуждение о грандиозности низменных и примитивных с виду человеческих страстей, берущее начало в древнегреческих мифах. Это жестокое, но остроумное эссе вызвало бурные дискуссии в кинематографических кругах. Кинокритики спорят: считать ли данную картину потрясающим шедевром или заведомо конъюнктурным изделием, не заслуживающим внимания образованной публики? Смотрите и присоединяйтесь к одной из спорящих сторон. Или высказывайте о ней своё, оригинальное, может быть, как раз наиболее верное мнение.

7. «Огни городской окраины» – ещё один продукт международного, на этот раз – финско-немецко-французского, производства, выпущенный в свет под руководством финского мэтра Аки Каурисмяки. Главный герой – молодой охранник, тихий и скромный парень, – становится жертвой очень плохих ребят, жестоко подставивших его. В результате он, всесторонне положительный и ни в чём не повинный, попадает в тюрьму по ложному обвинению в грабеже ювелирного магазина. И заодно лишается всех своих небольших жизненных радостей – стабильной работы, небольшой квартиры и (самое страшное!) любимой девушки, в действительности – «шпионки из вражьего стана», начавшей роман с ним лишь затем, чтобы впоследствии погубить «любимого». Те, кто не верит в возможность совмещения высокого киноискусства и «примитивной» трогательности и жалостливости, встретят здесь серьёзное опровержение своих убеждений. Нашему зрителю этот фильм будет тем более понятен и приятен, что по своему звучанию он перекликается с советской киноклассикой, а центральный персонаж во многом напоминает героев, сыгранных Алексеем Баталовым, – с криком души: «Услышьте меня и поверьте мне!»

6. «Возвращение» Педро Альмодовара – фильм на сто процентов женский и на сто процентов испанский – выразительный национальный колорит бьёт в глаза в каждом кадре. Одно из ярчайших профессиональных достоинств этого режиссёра – умение слепить «конфетку» из самого примитивного сценария. В неумелых руках такая однообразная фабула обернулась бы дешёвой слезливой мелодрамой, по сравнению с которой «Богатые тоже плачут» – грандиозная эпопея шекспировского масштаба. Но дон Педро слишком хорошо научился волновать женские сердца, мастерски подбирая ключи даже к самым недоступным из них, чтобы оставить их равнодушными к очередной своей работе.

Главные героини – семья, состоящая из одних женщин (двух сестёр, их когда-то погибшей матери, юной дочери одной из сестёр, тётки и бабки) – на первый взгляд ничем не примечательны. Но стоит досмотреть фильм уже до середины, как даже самый ехидный и пресыщенный зритель-скептик расчувствуется и начнёт проливать слёзы умиления и сострадания. А это уже весомый повод для похода в кино всей семьёй!

5. «Матч-поинт», снятый Вуди Алленом при содействии солидной британско-американско-французской съёмочной группы, представляет собой историю о трагическом повороте в жизни лондонского парня, колеблющегося в выборе между трудной, но увлекательной и перспективной карьерой и малоприятным, но не менее многообещающим браком с богатой невестой. Он предпочёл второе, но прогадал. Семейная жизнь оборачивается для него непереносимой скукой, только иногда подслащаемой корпоративными банкетами и интимом со строгой, сухой и скучной супругой.

По мнению критиков, Аллен зря отошёл здесь от своего привычного стиля. В результате он создал не самостоятельное произведение, а осовремененный рерайт «Американской трагедии». Впрочем, творческое переосмысление на современный лад такого мастера, как Теодор Драйзер, может быть зачтено режиссёру «в плюс».

4. «Труп невесты» от американцев Тима Бёртона и Майкла Джонсона навевает подзабытые ассоциации со старым добрым классическим романтизмом в стиле Гоголя и Гофмана – с отторжением от скучного и рутинного этого света ради таинственного и захватывающего потустороннего мира.

Исходя из общего авторского замысла, следует воспринимать подземный мир мёртвых, призраков и духов истинно жизнерадостным и весёлым, а мир наземный, населённый людьми, – пресным и неинтересным, наполненным нудными и унылыми живыми мертвецами, погребёнными в куче бессмысленных повседневных забот, без единой жизненной искры в глазах и душах.

3. «Ад» поставлен эмигрировавшим во Францию боснийцем Данисом Тановичем, плодотворно поработавшим с международной сборной кинокомандой – из Франции, Италии и Бельгии. Это уже не романтизм и не мистика, а вполне реальная жестокая повседневность. Поистине адские картины порождает разрыв между родителями и детьми. Извечный и, казалось бы, уже затасканный конфликт отцов и детей здесь поворачивается к зрителям дотоле не виденной стороной – затаённой взаимной жестокостью. Пока что экранизированы только первая и заключительная части этой кинотрилогии – «Ад» и «Рай». Но со временем выйдет в свет и «Чистилище». Фильм почему-то проигнорирован ведущими международными кинофестивалями, но, наверное, совсем напрасно.

2. «Доброй ночи и удачи!» от Джорджа Клуни некоторых может насторожить и отпугнуть чёрно-белым изображением. Но искушённые знатоки найдут в себе силы досмотреть его до конца и по достоинству оценить мастерство режиссёра. Это рассказ об американском телевидении 50-х годов (разумеется, прошлого века), когда с телеэкранов массово изгонялись интеллектуальные фильмы и передачи в угоду разработчикам коммерчески выгодных, но дешёвых и бессодержательных шоу – картина, весьма схожая с ситуацией у нас в СНГ в девяностые годы. Телезрителей пытались отвлечь таким способом от суровой повседневности, напустить на них утешительные миражи благополучия и благоденствия, а заодно и угодить ограниченным толстосумам.

1. «Завтрак на Плутоне» – это ирландско-британская экранизация романа Патрика Маккейба. Главный герой – подросток-сирота (для полного несчастья, ещё и транссексуал), одержимый идеей разыскать свою мать.

Здесь режиссёру Нилу Джордану удалось совместить несовместимое. Весь фильм соткан из соседствующих друг с другом противоречий: едкой сатиры и трагичности, любви и крови, театральной возвышенности и грубой действительности.  А в целом это – ода эпохе семидесятых годов, не совсем справедливо заклеймённой определением «застой».

Основная мысль картины отражена в стремлении центрального персонажа, мечтающего на всю жизнь сохранить по-детски чистую душу, ибо в его видении серьёзный и солидный мир взрослых – это царство идеологии, а следовательно – обиталище ненависти и жестокости, на которые опирается любая, даже самая гуманная на вид, идеология.

Фанаты модных фильмов наверняка изменят, укоротят или дополнят этот список хитов по своему усмотрению, кое-что из него исключив и добавив, например, не упомянутых нами «Парфюмера», «Поцелуй навылет», «Апокалипсисa», «Пиратов Карибского моря»…

Но этот перечень можно продолжать бесконечно: умных и волнующих кинокартин сейчас хватает в избытке и раздача словесных «призов» лучшим из них – это уже прерогатива широкой и образованной зрительской публики, где каждый выбирает то, что подсказывает ему изысканный вкус. Кажется, мы добросовестно постарались угодить этому кругу зрителей-интеллектуалов. Мы намеренно не ставим акценты на уровне «женственности» этих фильмов и степени форматности или неформатности их для посетительниц нашего сайта. Ибо в ходе этого «исследования» обнаружен одинаковый интерес ко всем, независимо от жанра и стиля, новинкам кинематографа – как с мужской, так и с женской стороны.

А теперь спустимся ступенькой ниже и поинтересуемся предпочтениями менее начитанных и притязательных телеманок, не так внимательно следящих за киношной модой. «Дом летающих кинжалов», «Герой», «Куклы», «Если только…» – эти названия чаще всего сейчас вертятся на языках у многих ребят и девчонок, как при живом общении, так и во время дружеской телефонной болтовни, и в диалогах он-лайн – на многочисленных форумах, чатах, «болталках»…

Что же касается зрительниц постарше, то круг их предпочтений по-прежнему составляют нескончаемые сериалы. И для них более высокого духовного наслаждения, чем смаковать страстную беседу между каким-нибудь доном Хосе и какой-нибудь донной Инессой. А заодно строить дальновидные гипотезы: в какой же серии наконец-то поженятся главные персонажи? Предлагать таким телеманкам просмотр «Обитаемого острова» или «Манги» было бы так же бессмысленно, как и приглашать в ресторан – на вальдшнепов и перепелов – закоренелых вегетарианок. Навечно «отравленные» приторно-сладким ядом «Рабыни Изауры» – первого латиноамериканского сериала, поразившего «совковых» зрителей ещё в далёкие восьмидесятые, – они теперь ищут для себя только такие же киноленты – с бесчисленным количеством серий, общим мелодраматическим звучанием, ярко выраженными страданиями основных персонажей и, в конце концов, их счастливой свадьбой.

А есть между нами и такие чудаки и чудачки, для которых вершина искусства – перлы советской кинотеки. В ходе заумной беседы о достоинствах и недостатках последнего суперхита они иногда нет-нет да и ввернут остроумную цитатку из «Ивана Васильевича», «Операции Ы» или (не дай Бог!) из «осточертевшей», но незабываемой «Иронии судьбы». И вся честная и продвинутая компания будет полчаса заливаться искренним и весёлым хохотом, припоминая излюбленные сцены из старого доброго кино…

Но критиковать чужие предпочтения – занятие малотактичное и неблагодарное. Сейчас каждый волен смотреть всё, что захочется, не оглядываясь на цензуру совдеповского образца. Может быть, ещё и поэтому иногда трудно бывает сформировать устойчивый вкус, растерявшись под нескончаемым наплывом умных и псевдоумных, художественных и псевдохудожественных новинок. Теперешнему отечественному кинематографу предстоит ещё долгий путь развития, прежде чем отсеются зёрна от плевел и появятся на свет настоящие шедевры, способные полюбиться нам всерьёз и надолго, так же, как нравилась нашим родителям киноклассика прошлого века.

Автор Андрей Торецкий специально для www.ladymystery.ru

Написать комментарий Комментарии к статье



Отправить
* –  поля обязательны для заполнения
  • Болтушка

    05.02.2009 17:14

    С радостью отношу себя к категории чудаков и чудачек, т.к. на всю жизнь отравлена любовью к советскому кино :))

  • Allena

    05.02.2009 23:39

    Это конечно же классика, хотя замечу, что и среди зарубежных экземпляров частенько встречаются довольно забавные экземпляры...

  • Болтушка

    26.02.2009 18:11

    Согласна! Среди заморских фильмов тоже много интересных. Их со счетов не сбрасываем :)

Subscribe