Женский журнал : Красота и здоровье Личная жизнь Карьера и финансы Путешествия Звёзды Психология Авто Мода Рецепты Непознанное Домашний очаг Дети Праздники Видео КОНКУРСЫ Все рубрики
Толкование снов

Введите ключевое слово:

Ок

или выберите первую букву:

Опрос

Коронавирус, пандемия, как на вас влияют новости на эту тему?

Голосовать

/ все голосования

Маяки в книжном океане, или что почитать на досуге?

Мы с гордостью носим звание самой читающей нации в мире (а точнее, содружества самых читающих в мире наций). Заполненные книгами полки были и остаются одним из главных украшений нашего кабинетного интерьера, благодаря чему хозяева всегда выглядят в глазах гостей начитанными и просвещёнными.

Многие из них едва ли перечли хоть половину всех своих словесных сокровищ, но, тем не менее, привыкли уважать это богатство – яркий показатель собственной интеллигентности и высокого интеллекта…
Двадцать лет назад, в эпоху жёсткой цензуры, круг читательских интересов был строго ограничен – на радость авторам литературных обзоров, чётко знающих, о каких творениях изящной словесности стоит возгласить во всеуслышание, а о каких лучше промолчать. Теперь же попробуй-ка охвати взглядом всё литературное разнообразие, постоянно колеблющееся от высокой образности до полного безобразия!
Однако радует нас то обстоятельство, что подавляющее большинство читателей и читательниц, особенно молодых, с солидным образованием и самообразованием за плечами, научились отделять зёрна от плевел без подсказок цензоров и критиков. Если библиофилки перестроечных и постперестроечных времён, измученные суровой соцреалистической книжной «диетой», жадно глотали всё нахлынувшее из-за рубежа, извлечённое из спецхранов и только что сотворённое совсем новыми авторами, то теперь они стали куда притязательнее.     
Разборчивый вкус нынешних любительниц изящной словесности давно перестали удовлетворять облечённые в печатное слово нескончаемые сериалы, однообразные детективы, примитивные любовные романы. Всего этого они навидались в избытке. Тянет к чтению интеллектуальному, с глубоким психологическим и философским подтекстом, с доселе неизвестными историческими и псевдоисторическими фактами. С женских уст не сходят многозначительные литературоведческие и культурологические термины, а натренированный университетским образованием ум продолжает настойчиво искать максимально подходящую для себя духовную пищу. Находит.  И снова ищет.
Сектор поиска – всё та же литературно-философско-психологическая плоскость (последнее слово не характеризует уровень авторского мастерства – Боже упаси! – а всего лишь обозначает сферу читательских интересов).
Итак, что мы имеем на сегодняшний день? Новый цикл Бориса Акунина «Смерть на брудершафт», состоящий из десяти повестей.  По жанровому определению самого автора, это роман-кино. Однако уже есть мнение, что данное произведение следует считать шпионским детективом, построенным на событиях Первой мировой. И к тому же, построенным слегка неудачно: характер главного героя Алексея Романова (преемника Эраста Фандорина) очерчен недостаточно выразительно, в его «послужном списке» маловато ярких, запоминающихся поступков, способных привлечь симпатию читателя. Об особенностях своего нового творения сам автор заявляет так: «Я знаю, что им от меня нужно только одно — чтоб я сочинял книжки про Эраста Фандорина и не отвлекался на всякие глупости. Но так уж я устроен, что мне необходимо все время пробовать что-нибудь новое. Мне до смерти надоели стилистические красивости и излишества, которые считаются акунинским опознавательным признаком. Мне захотелось написать текст, который будет лишён начисто литературных аллюзий и стилистически очень скуп. Чтобы я не выполнял за читателя всю работу по загрузке картинки и атмосферы. Пусть у читателя в воображении включится собственный кинопроектор. С этой целью я изобрел всякие незаметные глазу штуки ифокусы».
Нам остаётся только слегка напрячь своё без сомнения богатое воображение и наслаждаться изысками акунинского стиля, которые в данном случае сведены к элементарной простоте. Таким образом, в данном случае творение писателя-интеллектуала – привычный и простой детектив с погонями и драками.       
Далее следует Умберто Эко. На сей раз под его редакцией выпущена своеобразная эстетико-философская энциклопедия с богатым набором кошмаров, ужасов, фантастических демонов и вполне реальных физических и психических патологий. Стоит предупредить, что «История уродства» рассчитана на подлинных эстетов и эстеток с крепкими нервами и умением видеть изящное даже в отвратительном.
«Тайна» Ронды Берн» признана едва ли не самым громким философским трактатом современности. Здесь исследуются все аспекты этого понятия – от повседневной жизни до лабиринтов мистики. Если прислушиваться к заверениям критиков, то раньше мы и знать не знали, что такое тайна. Прочтите эту монографию и выявите внутри себя множество скрытых способностей, а вокруг себя массу красивого и полезного. Прагматикам, привыкшим читать не что попало, а лишь то, что действительно пользуется реальным спросом, адресуем следующее сообщение. Сенсационная новинка сейчас твёрдо обосновалась на верхних строчках рейтингов, уровень её продаж уже превысил три миллиона экземпляров, а реклама убеждает, что это – научно выверенное руководство по благоприятному изменению судьбы. Ибо с его помощью читателю удастся заглянуть в пока ещё неизведанные глубины собственных возможностей.
Следом идут неизменно привлекательные Дэн Браун («Код да Винчи»), Патрик Зюскинд («Парфюмер»), Виктор Пелевин, Пауло Коэльо, Сергей Минаев, Олег Рой…
Топ-десятка популярнейших произведений нынешнего дня выглядит примерно так.

Борис Акунин. "Инь и Ян"
Очередные детективные приключения главного акунинского героя Эраста Фандорина. Необычность произведения состоит в том, что повествование ведётся двумя сюжетными линиями:
в двух параллельных мирах. Эта пьеса была написана специально для режиссёра Алексея Бородина с целью постановки в Российском академическом молодёжном театре.
Константин Рыжов. "Все монархи мира: Западная Европа".
Кто из наших мам не зачитывался в детстве и юности захватывающими рыцарскими романами? Их пристрастие передалось и современным читательницам, уставшим от серой современности и ищущим романтики в минувших эпохах. Со страниц этой хроники с ними заговорят не приукрашенные, а целиком реальные герои легендарного прошлого – от Ричарда Львиное Сердце до Наполеона – с откровенными рассказами о собственной жизни.
Мария Брикер. "Босиком по снегу"
Этот роман – доподлинно женский и будет интересен всем нашим читательницам – без разницы возраста и образования. Главная героиня Саша Демидова – в прошлом воспитанница детского дома – грезит цирковой карьерой, видит себя знаменитой иллюзионисткой. А пока что тренируется на прохожих, ловко извлекая их кошельки из карманов и сумочек. Пока, наконец, один случай не переворачивает её жизнь…
Под Новый год ей особенно повезло с добычей: удалось выудить бумажник у богатого иностранца. Но в нём, рядом с пачкой долларов и кипой визиток, – записка с координатами Саши. Ловкая девчонка в недоумении возвращается домой, не подозревая, что там её уже давно поджидает потерпевший…
Патрик Зюскинд. "Парфюмер. История одного убийцы"
Один из популярнейших немецкоязычных романов, написанный с юмором и состраданием к «маленькому человеку», переведённый на десятки языков, занял прочное место в первой десятке отечественных и зарубежных бестселлеров. Главный герой – парижский бродяга Жан Батист Гренуй, маленький, неказистый и уродливый, выросший в крайней нищете, глубоко осознающий собственную несчастную судьбу, тем не менее, противопоставляет себя высшему свету, пользуясь одной физиологической привилегией – полным отсутствием запаха.    
Сандра Браун. "Тайный брак"
Ещё один чисто женский роман о пылкой взаимной любви двух юных сердец. Логан и Дэни тайно поженились уже по окончании школы. Но у родителей Дэни – свои виды на будущее дочери. Они разлучают молодую пару и увозят девушку из города. Лишь десять лет спустя она возвращается в тот тихий провинциальный городок, где когда-то похоронила счастливые девичьи грёзы. Её избранник успел стать за это время богатым и влиятельным. Но он по-прежнему любит Дэни и готов вернуть её себе любой ценой…
Чезаре Ломброзо. "Гениальность и помешательство. Параллель между великими людьми и помешанными".
С точки зрения автора, гениальность есть одна из разновидностей человеческой ненормальности. Книга раскрывает прямую и тесную связь между высоким талантом и психическими отклонениями. Одарённость является благодатью лишь внешне, на самом же деле это – тяжкое проклятие для её носителя. Светило психиатрии Чезаре Ломброзо обосновывает свою теорию на примерах из биографий виднейших исторических деятелей.   
Стивен Фрей. "Инсайдер".
Этим броским словечком в зарубежном бизнесе принято называть засланного конкурентами шпиона, проникнувшего в чужую компанию для выведывания её коммерческих тайн. Цена за такое сливание информации на сторону исчисляется миллионами. А за слишком большой объём чужих секретов недолго и жизнью поплатиться.
Именно такая участь грозит Джеймсу Уэсту. Он чересчур много знает о закулисных тайнах концерна на Уолл-стрит. А значит, должен замолчать навсегда.
Алексей Пиманов. "Сталин. Трагедия семьи".
Подробности из биографии одного из самых страшных диктаторов прошлого века давно стали объектом пристального наблюдения патриотически настроенных читателей и авторов. Здесь сконцентрированы малоизвестные факты о его личной жизни и о тайнах кремлёвского двора. Особенный интерес вызывается тем, что это объёмное публицистическое повествование построено на совершенно секретных материалах из Президентского архива и архива Главного управления охраны.
Аллен Карр. "Лёгкий способ бросить курить".
Мы хорошо помним, о чём предупреждает Минздрав, но так и не удерживаемся от искушения побаловать себя голубым табачным дымком. Вот и Аллен Карр тоже был когда-то заядлым курильщиком, «глотавшим» по сотне сигарет в день. Так продолжалось до осознания разрушительного действия никотина и изобретения собственного оригинального способа «завязать» с курением. Этот метод, изобретённый человеком, весьма далёким от медицины, приобрёл всемирную популярность и завоевал признание виднейших профессионалов здравоохранения. А его автор – ныне владелец всемирной сети клиник – продолжает пропагандировать здоровый образ жизни через печатное слово, издавая свои научно-популярные бестселлеры на двадцати языках.
Жерар Клейн. "Боги войны".
И снова захватывающая фантастика! В основе сюжета – война между Солнечной Державой и планетой Урия. Главный герой, лейтенант Жорж Корсон, получает задание вступить в контакт со сверхразумным и могучим существом – Бестией, – чтобы склонить её на свою сторону в борьбе с урийскими князьями. Бестия – живая машина времени, способная, сама того не осознавая, перемещаться сквозь эпохи и пространства. Что она сейчас и делает, прихватив с собой Корсона и передвигаясь вместе с ним на тысячу лет вперёд, когда мир будут населять потомки Бестии – мудрые скакуны гипроны. Дружба с ними и знание прошлого дают Жоржу возможность повлиять на события тысячелетней давности…
А впрочем, и эти сверхсовременные мэтры со своими супермодными шедеврами тоже постепенно выходят из моды. Куда же обращаются взоры продвинутых читательниц, для которых уже и Акунин – «какой-то псевдоинтеллектуальный», и Пауло Коэльо – «народный ширпотреб»? Вы, наверное, будете смеяться, но они направлены в сторону старой доброй классики, научной и религиозной литературы, проверенной десятилетиями и столетиями. Вот что заявляют некоторые из книголюбок: «Долго рассматривала стеллажи с модным лжехудожественным бредом, а потом купила полное собрание Достоевского», «Самое модное сегодняшнее чтиво – Библия! Или Коран!», «Удивительно видеть Геродота в компании бестселлерщиков, но его покупают и читают на “ура”»…
Странно, скажете вы? А может быть, как раз весьма логично. Читатели устали от непрестанных поисков новизны, и сейчас уже самые высокообразованные из них отворачиваются от модных новинок и обращаются к вечному, нестареющему.
Разумеется, выбор литературы полностью зависит от эстетического вкуса самой читательницы. Любительнице мелодрам трудно привить страсть к интеллектуальной современной литературе, равно как и продвинутую «гурманку» не прельстят и не насытят  книжные «сериалы» и «мыльные оперы». А закоренелую почитательницу классической литературы нелегко выманить из привычного русла даже суперумным бестселлером. Ну и пусть её считают отсталой! Главное ведь – самой насытиться духовно, а не прослыть в обществе прогрессивной умницей, не пропускающей ни единой литературной новинки и щеголяющей известными лишь узкому кругу именами современных авторов и названиями их творений. Дутая слава эрудитки всегда может лопнуть, а чтение ради наслаждения было и будет похвальной привычкой всегда. Не согласны? Ну, так, заходите к нам на форум! Подискутируем!
 
Автор Андрей Торецкий
Написать комментарий Комментарии к статье



Отправить
* –  поля обязательны для заполнения

Комментарии отсутствуют

Subscribe