Женский журнал : Красота и здоровье Личная жизнь Карьера и финансы Путешествия Звёзды Психология Авто Мода Рецепты Непознанное Домашний очаг Дети Праздники Видео КОНКУРСЫ Все рубрики
Толкование снов

Введите ключевое слово:

Ок

или выберите первую букву:

Опрос

Коронавирус, пандемия, как на вас влияют новости на эту тему?

Голосовать

/ все голосования

Сияние горной жемчжины. Иссык-Куль

Кто бы мог подумать ещё двадцать лет назад, что отдых на фешенебельных зарубежных курортах для многих из нас станет серой обыденностью. Нынешних взыскательных отдыхающих теперь не удивишь роскошью пляжей в Анталии, Ницце, Ривьере. Им хочется чего-нибудь поэкзотичнее.

Это та же Швейцария, только лучше!
Н. М. Пржевальский

«Не нужен нам берег турецкий…»

Работники турфирм уже сбиваются с ног в поисках неординарных вариантов. В рекламных роликах туристических агентств чаще и чаще мелькают всё более экстравагантные названия – Сейшелы, Мальдивы, Бермуды… Но и они со временем приедаются настолько, что уже одно упоминание о них навевает скуку.

Не потому ли даже самые состоятельные среди нас (несмотря на недовольство жён) нередко предпочитают поездкам на модные курорты сидение с удочкой на берегу тихой загородной заводи – как в старые добрые времена? Дружная и весёлая компания приятелей-рыбаков, уютно потрескивающий искрами костёр, тихий плеск озёрной воды, полупудовый лещ на крючке – разве это не удовольствие? А что там, на тех Кипрах и Сицилиях? Бесконечное лежание под палящим солнцем на пляжах, огромные люксовые номера, где можно заблудиться, рестораны с эксклюзивной кухней (отравой для славянского желудка!), ночные клубы и кабаре со срамными «наслаждениями»? И это сейчас везде, по всему миру! Как скучно!

Секрет в том, что нам, рождённым в СССР, хочется особой романтики, связанной с легендарными событиями далёкого прошлого, с уникальной возможностью унестись на сотни и тысячи лет назад. В соединении с современным сервисом, это уже будет настоящий, стопроцентный отдых для души и тела…

Это мотивы и подвигли нас с женой отправиться на особенную, романтическую рыбалку – на юго-восток, вглубь киргизских гор и степей. Да-да, не удивляйтесь, уважаемые читательницы! Моей благоверной надоело наблюдать со стороны за сборами мужа в очередной рыбацкий поход, и она тоже решила в нём поучаствовать, чтобы хоть раз проникнуться тем бешеным азартом, который обуревает любого охотника или рыболова уже на старте предстоящей поездки. Да ещё такой романтичной, как эта!

Казалось бы: чем могут удивить приезжих наши вчерашние сограждане и нынешние соседи по СНГ? А ведь оказывается, могут. Тамошние, будто бы до конца знакомые нам земли, ещё не раскрыли человечеству даже тысячной доли своих тайн, а сейчас, отделившись от нас государственными границами, производят ещё более загадочное впечатление. Чувствуешь себя первопроходцем, древним купцом-путешественником, воином, идущим покорять неведомые страны, и в предвкушении ярких впечатлений жадно разглядываешь карту ещё не виденного тобою горного края.

Иссык-куль

Вот она, конечная цель нашего путешествия – древнейшее озеро Иссык-Куль, жемчужина, обронённая с драгоценных чёток какого-то сказочного великана и навсегда оставшаяся лежать в горах Тянь-Шаня.

Оно и вправду – многоценный перл, окружённый роскошной оправой дивных по красоте берегов и хранимый от злых природных стихий в надёжном каменном сейфе, – в межгорье Тянь-Шаня. Никакие бури и ураганы не колеблют его зеркальную гладь. А озёрные берега представляют собой неповторимый по разнообразию пейзаж: на восточном побережье – широкие степи, на юго-западе – полупустыня, на востоке – густые еловые леса по горным склонам. И всё это – в одном и том же месте!

"Трудно себе представить что-нибудь грандиозней ландшафта, представляющегося путешественнику с Кунгея через озеро на Небесный хребет. Тёмно-синяя поверхность Иссык-Куля своим сапфировым цветом, могущая смело соперничать со столь же синей поверхностью Женевского озера, казалась мне с западной стороны Кунгея почти беспредельной на Востоке. И ни с чем не сравнимое величие последнего плана ландшафта придаёт ему такую грандиозность, которой Женевское озеро не имеет", – вспоминаются знакомые ещё с университета слова первого исследователя Иссык-Куля Петра Семёнова-Тянь-Шаньского.

И с высоты птичьего полёта, и с горных вершин, и с равнинного берега, и с лодки на воде Горячее озеро одинаково красиво. Хотя слово «одинаково» здесь не совсем уместно: каждый новый ракурс открывает взорам наблюдателей всё новые и новые красоты.

Для нас, европейцев, здешние пейзажи выглядят вдвойне экзотично. Это не только мрачные серые скалы-великаны, загораживающие Иссык-Куль от всего остального мира.

Здешний, непривычный нам, растительный и животный мир способен поразить любого заезжего почитателя флоры и фауны.

Это вам не Анталия, растерявшая весь свой былой национальный колорит под натиском пятизвёздочных отелей, пляжей международного класса, заимствованных за рубежом луна-парков и аттракционов, разношерстной толпы туристов со всех краёв света!…

Здесь чувствуется тщательно оберегаемая людьми первозданная чистота природы, царящая на озёрных берегах в продолжение многих веков! И рыбачить в этих местах – одно наслаждение!

«Ха-ха, смешное название!»

Подобная фраза может прозвучать разве что в устах невежды-школьника, случайно ткнувшего пальцем в одну из точек на карте нашего материка. Тот, кто хотя бы раз побывал на берегах этого озера, и не подумает смеяться над его необычным именем: яркие впечатления полностью затмят малоблагозвучное для наших ушей слово. Пусть оно, по правде говоря, и слегка забавно звучит в русской транскрипции, но приезжие, покорённые необычными местными красотами, быстро привыкают к нему и находят в нём особую изысканность и поэтичность.

А в переводе с киргизского оно максимально точно отражает одну из главных особенностей водоёма – «Горячее озеро». Вода здесь не замерзает никогда – не успевает охладиться полностью из-за умеренной солёности и большой глубины, – а на побережье, надёжно охраняемое со всех сторон горами, даже среди зимы не смеют ступать лютые морозы и не рискуют залетать леденящие ветры. Максимальная зимняя температура воздуха на этих берегах не осмеливается опускаться за черту в минус десять градусов, а вода не стынет более чем до четырёх отметок ниже нуля. Западное побережье отличается засушливой погодой: за год там выпадает лишь 115 мм осадков. Тогда как на противоположном берегу – в пять-шесть раз больше. Правда, в последние годы и здесь громко заявило о себе Глобальное потепление – уровень осадков возрос вдвое, что, впрочем, не мешает здешнему климату оставаться привычно стабильным, неподверженным никаким резким переменам. А это придаёт озеру ещё бόльшую привлекательность, и оно продолжает манить на свои берега тысячи туристов, рыбаков и фотоохотников – пылких любителей девственной природы, привлечённых ярким и необычным названием.

Которое, к тому же не единственно. До нас дошло из глубины столетий его второе имя, данное предками современных киргизов – Туз-Куль – «Солёное озеро». На его дне до сих пор остаются следы доисторических тектонических разломов, привнесших сюда примеси из глубочайших земных недр. В него также впадают восемьдесят крупных и мелких рек и речек, но ни одна не вытекает. Этим и объясняют геологи довольно высокую концентрацию солей в воде – 5,9 %. Вода здесь действительно солоновата на вкус, и хотя соли в ней намного меньше, чем в морской, для питья она непригодна. Зато для подводных озёрных обитателей это – сущая благодать. И водятся они здесь во множестве, что не может не радовать заезжих любителей рыбной ловли.

Ещё об одном названии легендарного озера поведал мне однажды, то ли в шутку, то ли всерьёз, мой приятель, уже успевший там побывать. Шер-Жас – «Слеза богатыря» – так звучит оно на местном языке. Будто бы полторы-две тысячи лет назад проходил по этим землям со своими сорока молодцами-дружинниками могучий витязь Манас. Как и положено позитивному народному герою, повергал он в прах злых чудовищ, иноземных захватчиков и прочую реальную и фантастическую нечисть, мешавшую мирно жить здешнему люду. И будто бы как раз у подножия этих гор он разгромил рать завоевателя Эсен-хана, своего извечного врага. И вот, ещё не остыв от пыла недавней битвы и весь, кипя от праведного гнева, отошёл прочь от боевых товарищей, дабы в одиночестве усмирить свою злобу. Поднялся на высокий хребет Кунгей Ала-Тоо («Обращённый к солнцу»), огляделся вокруг и… прослезился. Что же так тронуло суровую душу закалённого воина? Красота гор, озолочённых рассветом? Радость от победы над жестоким неприятелем? Горькие воспоминания о пережитых в детстве и юности лишениях? Или узрел он с той высоты будущее своего народа, полное новых бесчисленных войн? Так или иначе, сбежала с богатырёвых глаз скупая и тяжёлая слеза и покатилась со склона крупной жемчужиной. Ударилась оземь и разлилась широким, невиданным по красоте солёным озером. С той поры наделяют его волшебными свойствами и слагают о нём всё новые и новые мифы.

Верить подлинности этого рассказа или нет, решайте сами, ведь в «биографии» легендарного героя – достославной народной песне-поэме – подобный факт не упоминается. К тому же, мой друг – заядлый рыбак, а, следовательно, неутомимый выдумщик и фантазёр. Не сам ли он сочинил эту историю под впечатлениями от сказочно великолепных пейзажей и завораживающих фольклорных повествований, где прочно переплелись быль и небыль? Подобная сила способна настроить на поэтический лад самого закоренелого скептика и насмешника. И едва ли после этого он вздумает глумиться над «неблагозвучным» названием одного из красивейших озёр Евразии.

Золотое дно

«Расположено на северо-востоке Кыргызстана на высоте 1609 метров над уровнем моря. Площадь – 6236 квадратных километров. Объём – 1738 километров кубических. Максимальная глубина – 702 метра, средняя – 278 метров…» Как же скупо и сухо отзываются энциклопедические статьи об этом уникальном озере – хранителе баснословного множества древних легенд и популярном современном курорте, предмете вожделения многих царей-завоевателей и мощнейшем ресурсе нынешней национальной экономики!

А между тем оно – доподлинная сокровищница, таящая от досужих глаз невероятные тайны. Каких только правдиво-фантастических рассказов не наслушаешься о ней от местных жителей по пути на эти берега! Из уст в уста ходят здесь предания об апостоле Матфее, обретшем здесь последнее земное пристанище. Полушёпотом поведывается повествование о грозном Тамерлане, приказавшем насыпать на берегу два каменных кургана (один – по дороге в поход, второй – на обратном пути), чтобы по разнице в количестве камней, складываемых в кучу воинами, оценить понесённые в битвах потери. С лёгкой усмешкой (и вместе с тем – с глубоко затаённой верой) уведомляют вас о несметных и недоступных людям богатствах, сокрытых древними царями как в самом озере, так и вокруг него…

И ведь это не такие уж наивно-суеверные россказни, как может показаться. Они уже находят научное обоснование.

Последние археологические исследования доказывают, что в прибрежной зоне возвышались весьма крупные города-крепости. Например, Чигу – столица племени усуней. А на самом дне, на глубине 5–10 метров найдено немало артефактов, ясно свидетельствующих о когда-то располагавшихся здесь мощных государствах, ведших непрерывные войны друг с другом, – массивные каменные стены внушительной длины, размытые водой крупные курганы-могилы племенных вождей и царей, золотые прутья, служившие тогда монетами, остатки оружия и доспехов…

Учёные объясняют это довольно просто: озеро неоднократно выходило из берегов и поглощало близлежащие поселения. Одно из них, недавно найденное в озёрной глубине весьма похоже на цитадели, строившиеся нашими предками-скифами. Уж не оттуда ли вышли они перед тем, как расселиться в приднепровских и причерноморских степях?...

Ещё немало исторических загадок таит в себе озёрное дно. И для пытливых исследователей, мечтательных романтиков, художников и писателей оно и впрямь золотое! Да и рыбаки, пожалуй, вполне согласятся с таким эпитетом, едва закинув удочку в эти благословенные воды.

Мы здесь – всего лишь гости!

Как известно, гость на Востоке – особа глубоко почитаемая, едва ли не священная. Неучтивость по отношению к нему навлекала на хозяина всеобщий позор и глумление и подвергала жесточайшим мучениям совести.

Поэтому можете не сомневаться в радушном приёме. Уже приземлившись в международном столичном аэропорту Манас или чуть менее фешенебельных Тамчи и Чолпом-Ата и ступив на кыргызскую землю, любой приезжий ощутит себя словно в сказочной стране, где чудеса встречаются повсеместно. Встреча на аэродроме, уютный и комфортабельный гостиничный номер уже подготовлены заранее. К вашим услугам – впечатляющий выбор мест для проживания. Любителям старины будет, чем налюбоваться в ближайших к озеру городах Чолпом-Ата и Каракол. Главная достопримечательность первого из них – музей наскальных рисунков под открытым небом. А в Караколе перед вами распахнёт двери музей Пржевальского со множеством уникальнейших и интереснейших экспонатов.

К радости любителей комфортного отдыха сообщим, что отели в обоих городах полностью отвечают самым взыскательным требованиям самых искушённых постояльцев. Заблаговременное бронирование номеров на любой вкус и карман, широкая развлекательная программа – от участия в археологических раскопках до фотоохоты на снежного барса. Но нас ведь интересует, прежде всего, рыбалка на чудо-озере. И это требование тоже удовлетворят с лихвой. Уже тщательно разработаны и успешно внедрены в практику эксклюзивные рыболовные туры по близлежащим водоёмам – Токтогульскому, Нижне-Аларчинскому, Сон-Кулю и, конечно же, по «нашему» заветному Горячему и Солёному озеру. Вы ещё только собираетесь выехать, а здесь уже заготовлены для вас и современные рыбацкие снасти, и маршруты по наиболее «рыбным» местам, и фотографии самых красивых прибрежных зон, любую из которых вы можете выбрать для предстоящей «охоты» на озёрных обитателей.

Рыболовный сезон стартует здесь в марте и длится до ноября, а наш платный рыбацкий «круиз» рассчитан на двенадцать дней – времени, чтобы набраться неповторимых ощущений, более чем достаточно. Дабы доставить наиболее полное удовольствие любителям экзотики, их могут привести к месту предстоящего промысла не автобусом или автомобилем, а, например, на верховых конях, верблюдах или даже на яках. Разработчики тура, сами будучи опытными рыбаками, распланировали этот вояж с максимальным эффектом: вечерняя и утренняя зорька здесь поистине незабываемы. И неважно, откуда вы предпочитаете забрасывать удочку – с берега или с лодки посреди озера. Драйв от любимого занятия гарантирован в любом случае.

Итак, подходящее место найдено и прикормлено, крючок наживлён и закинут в воду… Минута напряжённо-сладостного ожидания, и – в руках семикилограммовая форель! Однако это только цветочки – здешние форельки подчас достигают семнадцати-восемнадцати килограммов. Завезённые сюда с озера Севан, они быстро акклиматизировались и стали расти намного интенсивнее, чем на своей армянской родине… За пару часов ваши трофеи запестрят разнообразием – толстый пудовый сазан, белый амур (на самом деле он – светло-золотистый), тяжёлый карп, толстолоб, осман (говорят, он отличается удивительным вкусом), огромный сом, змееголов, чебак… Последняя рыбёшка, правда мелковата: всего лишь тридцатисантиметровая селёдочка весом в двести-триста граммов, но здесь это – главный промысловый объект (к слову скажем, что она составляет девяносто процентов промышленного улова). В озере обитает около двадцати видов рыб – как «аборигенов», так и «чужаков», попавших сюда из самых отдалённых озёр и морей благодаря заботам человека…

Надо же: у жены улов больше моего! Везёт же новичкам! Сейчас, глядя на неё, мне самому уже трудно поверить, что моя «полусветская леди» не признаёт других развлечений, кроме корпоративных вечеринок и тусовок в модных клубах. И спортивный костюмчик на ней в эту минуту смотрится не менее привлекательно, чем шикарный вечерний туалет. И никогда ещё эти глаза не сияли так увлечённо, как сейчас, когда на стальном крючке барахтается, переливаясь золотистой чешуёй, очередной белый амур…

Добыча хороша и на вид, и на вкус. В последнем мы смогли убедиться уже вечером перед ночёвкой в ближайшей юрте, помогая хозяевам готовить национальные рыбные деликатесы и отведывая нами же пойманное и состряпанное.

Как видно, к нам сегодня были благосклонны не только люди, но и местные духи, глубокая вера в которых – едва ли не главный фактор сохранения девственной чистоты озера и регулярного возрастания численности его чешуйчато-хвостатого «населения».

Это потому, что мы весь день вели себя вежливо, сдержанно и учтиво, как и подобает уважаемым гостям. Ведь право на глубокое почтение со стороны хозяев сохраняется за нами не просто так, а на определённых условиях – при искреннем почтении к местным рыбацким обычаям и традициям, о которых нам уже немало успели поведать наши всезнающие гиды. Впрочем, на этих берегах, располагающих к степенности, спокойствию и высоким мыслям, и невозможно держаться иначе. Современный циничный и беспринципный браконьер с динамитом и электроудочкой смотрелся бы здесь так же нелепо, как дикий папуас среди экскурсантов Британского музея.

Не хуже, чем Лох-Несс!

Итак, польза от неукоснительного соблюдения здешних обычаев неоспорима. А вот их нарушителям не позавидуешь! И дело не только в законном наказании за браконьерство или попытку к нему. Есть кара пострашнее. И она тем более ужасна, что необъяснима и неотвратима. Никогда не доводилось видеться с лох-несскими рыбаками (если таковые там ещё остались). Но, должно быть, и меня охватывают похожие смешанные чувства во время забрасывания лески в кристально прозрачную озёрную гладь. Согласно древним преданиям, здесь, как и в знаменитом шотландском озере, обитает грозное чудовище, бдительно стерегущее священные воды от слишком бесцеремонного вмешательства простых смертных. Теперь понятно, почему местные жители не рискуют в них купаться.

И горе заезжему невеже, осмелившемуся преступить негласные запреты местных незримых хозяев! Встреча лицом к лицу хотя бы с одним из них способна обернуться бесчисленными бедами.
Именно поэтому на иссык-кульских берегах никогда не услышишь дико гремящей музыки, похабных песен и нецензурных слов. Высокомерные снобы и развязные нахалы, попав сюда, перевоспитываются на глазах, мгновенно превращаясь в учтивых и добропорядочных гостей.

Да и не только из-за мистического страха это происходит. На высокий, одухотворённый лад здесь настраивает человека сама окружающая природа. И уже первый взгляд на это озеро – на безмолвного свидетеля тысячелетних бурь и катастроф, как природных, так и искусственных – навевает удивительные мысли, мечты, фантазии. Мелочью кажутся все страсти и переживания, обуревавшие нас в тесных объятиях городской цивилизации. В этих местах, наедине с первозданной природой, ясно ощущаешь себя доподлинным Человеком – могучим и сильным, но разумным и сдержанным. Твоя мощь несокрушима, но тебе хватает мудрости держать её в разумных пределах.

Сюда бы, на этическую и эстетическую выучку, регулярно направлять самовлюблённых эгоистов, зарвавшихся властолюбцев, возомнивших себя всемогущими и безнаказанными, циников и моральных браконьеров! Их нравственные недуги просто растворились бы в хрустальном горном воздухе и ясно-голубых водах волшебного, хоть и вполне реального озера.

Такие вот грандиозные раздумья иногда обуревают во время обыкновенной рыбалки. Впрочем, такой ли уж обыкновенной? С грустью покидая это царство сказок, мы с женой жалели только об одном: не там провели медовый месяц! Вот куда надо было отправиться в свадебное путешествие!

Автор Андрей Торецкий

Фото: www.tourism.ru

Написать комментарий Комментарии к статье



Отправить
* –  поля обязательны для заполнения

Комментарии отсутствуют

Subscribe